Выбор региона
Пожалуйста, выберите ваш регион
Страна
Регион

ПРОВЕРЕНО АРКТИКОЙ

Покорители Арктики

Что такое Арктика в январе? Это многометровые толщи снега и ледяные торосы, которые они скрывают. Это Полярная ночь, которая длится 22 часа в сутки и оставляет лишь несколько часов света для всех, кто достаточно смел и силён духом, чтобы жить в этих местах или отправляться на покорение маршрутов, проложенных по самым труднодоступным направлениям диких и таких завораживающе красивых мест. Это северное сияние, белые медведи и ледоколы, бороздящие льды наперекор самой природе! И именно в эти края зимой 2018 года решили отправиться шестеро отважных путешественников команды Экспедиционного центра РГО Экспо.


Вот, как описывает состав своей экспедиции в Арктику её организатор и руководитель Богдан Булычев: «Команда собралась отличная: Еликов Александр – автор этой поездки и Руководитель арктической части рубилова, Евгений Шаталов – штурман первого экипажа, опытный автопутешественник, Антон Панов – оператор телеканала Россия, фотограф проекта, Мельник Игорь – оператор телеканала Драйв и Авто 24, официальный оператор проекта, Дима Лапшин – штурман второго экипажа и собственно Богдан Булычёв – организатор и руководитель, не побоюсь этого слова, экспедиции в Арктику».

Цель экспедиции – добраться до самого северного континентального населённого пункта в мире, посёлка Диксон и благополучно вернуться обратно в Москву своим ходом. И не просто добраться, а сделать это на машинах в штатной комплектации. А это значит никаких «зимних» доработок – только стандартное оборудование. По словам руководителя экспедиции Богдана Булычева, на автомобилях экспедиции, двух стоковых пикапах Toyota Hilux прямо из автосалона, были лишь «дополнительный свет от Hella, преобразователь 12-220V, картонка перед радиатором и магические наклейки партнёров на фюзеляже». И шины точно такие же, какие можно встретить на пикапе или внедорожнике в любом городе России от Москвы до Владивостока.


Выбор путешественников пал на две модели зимних шин Maxxis: шипованную Premitra Ice Nord в 17-м диаметре для головной машины и фрикционную SS-01 Presa SUV 18-го диаметра для автомобиля сопровождения. Сделано это было вовсе не случайно. Premitra Ice Nord хорошо известна автолюбителям своими выдающимися характеристиками. Взять хотя бы 14 рядов её шипов, расположенных в поперечном направлении и обеспечивающих отличное торможение и уверенное сцепление даже на скользком льду. К тому же специальный участок протектора вокруг каждого шипа имеет особый дизайн, помогающий ему работать на манер «присоски», придавая шине дополнительную устойчивость на скользких поверхностях.


Учитывая маршрут экспедиции, который пролегал по льдам Енисея и Карского моря и снегам русской Арктики, эти сотни километров, пройденные при температуре до -70 градусов, для «гражданских» шин стали настоящим испытанием! Каких только трудностей не пришлось пережить им в пути: метровые снежные заносы, ледяные пустоши, торчащие из-под снега острые наледи, глубокая колея зимников. Снег, который набивается между шиной и диском из-за постоянной езды на давлении в 0,3 атмосферы, а затем, замерзая, расширяется, постоянно угрожая колесу разбортировкой и потерей давления…


Что же такое Диксон, и почему именно он был выбран для установления рекорда? Это самый северный населённый пункт материковой части России с населением всего около 550 человек по данным на 2018 год. Он расположен в Таймырском Долгано-Ненецком районе Красноярского края в 685 км к северу от Дудинки. Район Диксона представляет собой арктическую пустыню с очень суровым климатом. Бал в этих местах правит зима длиной более 8,5 месяцев, а температура в течение полугода может не подниматься выше -40 градусов. Дома тут стоят на сваях, а по улицам разъезжают вездеходы и УАЗики. Яйца, к примеру, стоят здесь по 9 рублей/штука, а в местном магазине есть специальная книга, в которую записывают покупки жителей – расплатиться можно, когда придёт зарплата. Жизнь в этих местах будто остановилась со времён советской эпохи. Остров Диксон нежилой – здесь находится одна метеостанция и аэропорт. Все остальные дома – призраки.

Отправиться в эти места – уже само по себе является подвигом! А сделать это на совершенно неподготовленных автомобилях многие вообще назвали бы если не самоубийством, то уж точно опасной авантюрой. Однако, по-настоящему большие достижения требуют и по-настоящему большого мужества. И именно об этом наш рассказ, так что приготовьтесь удивляться! ;-)

Точка старта – Норильск

13 января 2018 года. Норильск. Сюда оба пикапа Hilux были отправлены морем. День оказывается не просто холодным – он самый холодный в этом году. Перед загрузкой всего необходимого и оклейкой пикапов их отправляют отогреваться в большой общественный гараж – распространённое явление в Норильске. Затем в кузов загружаются вещи и провиант, ставятся необходимые отметки в Администрации, а солярка из летней превращается в «арктическую» путём добавления в бак 5 литров бензина. После отдыха и ночёвки путешественники проводят работы по утеплению двигателя автоодеялами, устанавливают в автомобиль дополнительный топливный бак от КАМАЗа и выдвигаются в сторону первой точки на маршруте – Дудинки. Здесь они решают пополнить запасы топлива. А далее, после душевного общения с представителями местной Администрации и руководством Таймырского музея, ребята отправляются ночевать, чтобы наутро выехать в путь, пролегающий по льду Енисея.

Сюрпризы севера

Что такое арктическая автомобильная экспедиция? Ты понимаешь это тогда, когда начинаешь двигаться на автомобиле по льду, над которым лежит порядочный слой снега. Мороз в этих местах настолько сильный, что пластиковые детали машин просто не выдерживают – разлетаются на части. Снежные заносы взрослому человеку по пояс. Для того, чтобы двигаться вперёд и хотя бы не так часто проваливаться, давление в шинах спускается до 0,3-0,5 атмосфер. Хорошо, что Premitra Ice Nord обладает уникальными соединительными элементами блоков протектора, что обеспечивает ей большую жёсткость при максимальных нагрузках даже при низком давлении.  


Лучшим другом путешественника на этом этапе становится лопата, помогающая разгребать снежные ловушки, в которые твой пикап периодически попадает. Температура опустилась ниже -50 градусов. Где-то в одной из таких ловушек Хайлакс лишается нижней части переднего бампера. Не выдерживает даже металл – лопается на морозе… За 7 часов удаётся проехать всего 5,5 километров пути. Шины со своей задачей справляются, гребут по рыхлому снегу, постоянно рискуя соскочить с диска или поймать порез от некстати вылезшей из-под снега льдины. В таких условиях отлично проявляет себя различная геометрия канавок Premitra Ice Nord – эффективно отводит снег из пятна контакта и обеспечивает нужное сцепление на снежной поверхности.


Провести ночь на открытой местности при таких низких температурах – то ещё испытание. Спать внутри спальника в палатке куда ни шло, но вот залезать в него вечером и выбираться по утру приравнивается к настоящему подвигу! В рационе путешественников – оленина, строганина и сушёное мясо. Среди белого безмолвия, простирающегося до самого горизонта, есть место и разного рода диковинкам. На своём пути ребята встречают гигантского исполина – атомный ледокол «Таймыр» и два ледокола «Морковки». Итого целых 3 судна за 4 дня. С одним из этих исполинских кораблей ребята даже устроили настоящую дрэг-битву наперегонки. Победила, конечно, Toyota Hilux на шинах Maxxis, а видео набрало огромное количество просмотров и даже успело засветиться на ТВ в одном из выпусков шоу Comedy Club! ;-)

Однако, решение свернуть с относительно безопасного зимника ради встречи с ледоколом оказывается для путешественников роковым. Двигаться нормально не получается ни по фарватеру, ни у кромки берега – везде ребята встречают сильные снежные заносы. Скорость движения падает практически до 0. Автомобили проваливаются в снег по самую крышу, чтобы продвигаться вперёд на считанные метры их приходится буквально нести на руках. Экипажи отчаянно работают лопатами, пикапы выдёргивают друг друга с помощью троса. И это при -50 градусах за бортом… Спят путешественники прямо в машинах, урывками по 10-20 минут.

Поворот в Тундру и ночёвка у нефтяников

Бой с главными врагами путешественника в Арктику – снегом и холодом – продолжается. Температура воздуха падает. На выезде из села Караул замёрзла дизельная подстанция, которая находилась в тепле. Богдан пишет «можете представить, как достаётся нашим Хайлаксам»! Из-за того, что выше по Енисею ГЭС спустила воду, на пути экипажей образовалась наледь, которую невозможно преодолеть. Из-за неё путь приходится прокладывать в обход через тундру. Порывистый ветер 15-17 м/с превращает -56 за бортом в настоящие -70. Как итог – обмороженные носы и щёки у тех, кто без устали прокапывает лопатами дорогу для автомобилей. А вот Premitra Ice Nord повезло чуть больше наших путешественников, ведь она может похвастаться специальной не дубеющей арктической смесью в своей основе – она позволяет шинам сохранять свои свойства даже в условиях экстремальных температур. Толщина снега доходит до самой крыши машин, но никто не сдаётся и мужественно пробивает путь к рекорду собственными руками. В итоге путешественникам удаётся совершить рывок и проехать последние 180 км до Карского моря всего за сутки. Воздух становится теплее, за окном всего-навсего -40. Богдан шутит, что «все дружно радуются теплу, сняли варежки и ходят нараспашку». 

Всё-таки отзывчивые и душевные люди у нас на севере. Встреченные в пути ребятами газовики-нефтяники не просто предлагают приютить членов экспедиции на своей базе в Таналау – они выделяют им два балка, досыта кормят ребят в столовой и топят для них баню. После отдыха экипажам удаётся достичь полярной гидрометеорологической станции «Сопкарга».

  

А впереди их ждёт, пожалуй, самый сложный отрезок маршрута – 300 км, пролегающие по льду Карского моря от мыса Сопочная Карга до Диксона. Кроме того, в окрестностях станции, на которой путешественники проведут несколько дней, видели следы белого медведя – а это по словам участников «превращает любой поход в туалет в увлекательный квест».

Диксон покорился смельчакам!

На метеостанции «Сопкарга» участники экспедиции знакомятся с бытом и условиями, в которых живут работники. Место настолько отдалённое, хоть и не отрезанное от цивилизации, что здесь рады любым гостям будто старинным приятелям. Начальник метеостанции, Алексей Быстров рассказывает: «Один раз мы договорились, чтобы нам завезли продукты на Урале. Но волею судьбы он до нас не доехал километр – завалился в трещину и утонул…». Вот, что значит жить и работать в условиях Арктики – о чём и говорить, чтобы соваться сюда на штатных неподготовленных машинах… На станции живут и следят за показаниями приборов пятеро метеорологов. Метеосводку они дают каждые три часа – нерабочего времени тут попросту нет. Данные уходят в Архангельск и в Москву, синоптикам, которые составляют прогноз погоды. Именно его мы узнаём из теленовостей или в Интернете, когда хотим понять, какая погода ждёт нас в будущем.  

На следующий день экипажи снова отправляются в путь.


Впереди финальный бросок к заветной цели – Диксону, длиной 250 км по льду и снегу. Первые сутки дорога идёт насколько возможно комфортная – наледь позволяет двигаться довольно быстрым темпом. А вот на второй день финального отрезка начинается настоящее рубилово – ледяные торосы, снежные заносы и самое страшное – тонкий лёд. Глубина енисейского залива в этих местах достигает 20 метров. В итоге ребята и вовсе утыкаются в открытую воду – приходится разворачиваться и искать пути обхода. Проходя такие опасные участки, путешественники вынуждены постоянно проверять толщину льда пешнёй – очередная трещина может не выдержать автомобили, и они просто уйдёт под лёд. В салоне все участники экспедиции сидят в одежде – тёплых куртках и рукавицах, разложив по карманам спутниковые телефоны, фонари и документы. И держатся за ручки открывания дверей – если машина вдруг начнёт тонуть, людям придётся моментально открыть двери и покинуть транспорт, чтобы не уйти на дно вместе с ним…  

Двигаться можно лишь по узкой береговой линии – торосы прижали машины к самым скалам. К берегу надувает очень много снега, прокапываться приходится почти до самой земли. 


Снег буквально везде – набивается под защиту, заполняет все щели и покрывает густым слоем пластиковый корпус воздушного фильтра двигателя и сам фильтр. Особенно непростыми оказываются последние 30 км по 10-сантиметровому слою свежевыпавшего рыхлого снега. Здесь-то и проявляется всё, на что способна вроде бы совершенно обычная гражданская шина на низком давлении под хорошо гружёным автомобилем! Путь в 8 километров занимает целые сутки. Ребята копают без устали, а Premitra Ice Nord делает всё, для чего рождена: цепляется за лёд и мёрзлую землю всеми своими шипами и изо всех сил старается избавляться от попадающего между блоками протектора снега.  

И вот, наконец, выбравшись на зимник, соединяющий остров Диксон с самим населённым пунктом, экипажи оказываются на финишной прямой! Как позже напишет Богдан: «23 января 2018 года в 15:30 мы въехали в арктический порт Диксон (73 параллель), установив мировой рекорд: «Первое достижение самого северного континентального населённого пункта в мире на машинах в стоковой комплектации». Для установления рекорда мы выбрали легендарные Toyota Hilux, основным критерием стоковости автомобиля для рекорда было наличие штатной размерной резины, прописанной в заводской комплектации автомобиля (в нашем случае это зимняя резина от Maxxis) шипы на одной машине PREMITRA ICE NORD - 265/65 r17 и липучка на второй SS-01 PRESA SUV Maxxis 265/60 r18.

  

Резина отработала на 5+ и большую часть маршрута работала в экстремально низком давлении 0,3-0,5 атмосфер! Кстати напомню, что рекорд мы устанавливали в сложных условиях полярной ночи и экстремально низких температур, которые до сих пор властвуют на Таймыре. За 10 дней мы проехали более 1000 км, это было настоящее рубилово по снегам, торосам и бездорожью»! Экспедиция в Диксон стала для наших Premitra Ice Nord исключительным испытанием, доказавшим их выдающиеся характеристики. Работая на пониженном давлении в условиях экстремальных температур им удалось доставить тяжёлый загруженный пикап Toyota Hilux с водителем и двумя пассажирами к финальной точке маршрута. Этому не помешали ни скользкий лёд Енисея и Карского моря, ни арктические снега. Благодаря выдающимся сцепным свойствам и эффективной самоочистке шины Maxxis Premitra Ice Nord навсегда вписали своё имя в историю покорения Арктики, чем мы, безусловно, невероятно гордимся! 


После радушного приёма в стенах метеостанции путешественники пополнили запасы топлива и пустились в обратный путь до Москвы. И тут их опять поджидали шквалистый ветер, снежные заносы высотой выше головы, тонкий лёд, грозивший автомобилям неприятным купанием, а иногда даже открытая вода. Снова рубилово «на лопатах» и снова такой нужный всем участникам отдых на метеостанции «Сопкарга». Дальше ребят ждала неожиданная, но пришедшаяся как нельзя кстати помощь от Росатомфлота в лице атомного ледокола «Таймыр». Экипаж которого не только принял на борт наших путешественников вместе с их автомобилями, но и доставил в целости и сохранности «с ветерком» до самой Дудинки. А, кроме того, ещё и провёл экскурсию по гигантскому атомоходу водоизмещением 20 000 тонн и высотой с 9-этажный дом. Впрочем, это уже совсем другая история… ;-)